Додай свій коментар
За словами представників благодійного фонду «СОС Дитячі містечка — Україна», в регіонах державні органи зовсім не хочуть ставити дітей-сиріт на квартирний облік
Генеральний директор благодійного фонду «СОС Дитячі містечка — Україна» Андрій Чупріков та начальниця відділу з організації супроводження сімейних форм виховання Вікторія Жеромська розповідають про питання забезпечення житлом дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківської опіки.
Ірина Соломко: 29 — 30 вересня відбудеться конференція, яка називається «На порозі до самостійного життя та підтримка молоді, яка відходить від опіки».
Андрій Чупріков: Мы хотим поговорить о тех детях, которые остались без родительской опеки. Это дети-сироты и лишенные родительской опеки. Наша организация работает с этими детьми на протяжении многих лет в Украине и в мире уже больше 60 лет. Мы хотим пригласить международных экспертов с разных стран, с Украины, представителей министерства социальной политики, офис омбудсмена, чтобы обсудить очень важную проблему — интеграцию детей, выходящих из-под опеки, в общество.
Ірина Соломко: Як ви оцінюєте державну політику в цьому питанні?
Вікторія Жеромська: В Украине есть законы, которые поддерживают детей, которые выходят из-под опеки, однако все услуги предоставляются молодежи на добровольных началах. Поэтому нечасто молодой человек может прийти в центр социальных служб и попросить о помощи. По сути, дети, которые вышли из-под опеки, остались ни с чем.
Сергій Стуканов: На що може розраховувати людина з точки зору законодавства?
Андрій Чупріков: Я бы разделил проблему на несколько уровней. На сегодняшний день в Украине больше 90 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Дети, которые находятся в интернатных учреждениях, имеют, по сути, нулевой уровень подготовки к выходу из-под опеки. Есть дети, которые находятся под опекой у родственников. Там вопросы решаются гораздо проще. Речь идет и о вопросе жилья. Это происходит потому, что у родственников есть другие возможности решить вопрос.
Государство обязано ребенку-сироте предоставить жилье, но у нас на сегодняшний день есть девочка, которая стоит на квартирном учете. Она третья на очереди.
Вікторія Жеромська: Ей уже 25 лет. Она до сих пор стоит на льготной очереди. Это в Киеве. Если мы говорим о регионах, то там вообще не предоставляется никакого жилья. Там даже может не быть квартирного учета.
Андрій Чупріков: Государственные органы не хотят ставить на квартирный учет, потому что тогда у них появляются какие-то обязательства перед ребенком.
Сергій Стуканов: Хто повинен будувати це житло?
Вікторія Жеромська: Раньше застройщики отдавали в фонд района или города определенную часть квартир. Сейчас они отдают деньги.
Андрій Чупріков: Ребенку присваивается статус сироты местным органом опеки и попечительства. Он должен и предоставить жилье.
Сергій Стуканов: Тобто люди, які не мають родичів, шукають роботу і починають винаймати житло?
Андрій Чупріков: Это в лучшем случае. А в худшем они идут к родителям, лишенным по тем или иным причинам родительских прав, к родственникам, где живут 5 — 7 человек, алкоголики, наркоманы. Они вынуждены жить в этом сообществе.
Ірина Соломко: Якщо говорити про забезпечення роботою, то чи має держава таке зобов’язання перед ними?
Вікторія Жеромська: По поводу первого рабочего места я вообще молчу. Мы сталкиваемся с тем, что не можем устроить детей-сирот даже на учебную практику.
Андрій Чупріков: Формальные причины отказа не связаны с тем, что человек — сирота. Но по мнению компаний, такой ребенок может создавать проблемы.
Сергій Стуканов: Які послуги надають організації, як ваша, щоб формувати соціально-побутові навички?
Андрій Чупріков: Ребенок, который живет с родственниками, в приемных семьях или в детских домах семейного типа, готов к выходу из-под опеки. Основная проблема у детей, которые живут в интернатах. Там необходима серьезная работа.
Должны быть программы, которые ориентированы на то, чтобы ребенок получил основные бытовые навыки, которые для детей из обычных семей не являются проблемой. Второе — получение профессии, первого рабочего места, возможность где-то проживать.
Ірина Соломко: Що може змінити конференція?
Андрій Чупріков: Наша основная цель — поднять этот очень важный вопрос, чтобы мы могли создать рабочую группу по созданию украинских стандартов по подготовке детей к выходу из-под опеки на основе международных, чтобы законы получили механизмы осуществления.
Джерело: Громадське радіо