Прощай, Украина сиротская!

Нынешний 2008-й — Год национального усыновления в Украине. Каков реальный смысл этой политической метафоры? Можем ли мы сказать, что проблема сиротства стала в нашей стране менее острой? Что сделано и что предстоит сделать для того, чтобы каждый маленький украинец был согрет родительской любовью и лаской?

В этом году были приняты важные законодательные изменения. Выплаты семьям, которые воспитывают детей под опекой (как правило, опекуны — это родственники ребенка-сироты), повышены до двух прожиточных минимумов.

Семьи-усыновители получили право на такие же одноразовые выплаты, как и семьи, где рождены собственные дети. Это — 12 240 грн. на первого ребенка. Иными словами, юридический факт рождения и юридический факт усыновления у нас теперь как бы уравнены. Это очень важная норма, если учесть, что по статистике в Украине на сегодняшний день усыновленных детей — около 35 тысяч. Обе эти нормы вступают в действие с 1 января 2009 года.

В этом году также запрещено усыновление украинских детей одинокими (не состоящими в браке) иностранцами. К сожалению, были случаи (хоть и не массовые), когда наши дети попадали к иностранцам-педофилам. Данная норма не распространяется на граждан Украины: одинокие мужчины и женщины по-прежнему имеют право на усыновление.

Как видим, положительные сдвиги есть. Но все же статистика упряма: 103 тысячи официальных детей-сирот в Украине.... Это проблема не только государственных органов и как следствие — головная боль для чиновников. Это проблема всего нашего общества. Понимая и принимая всю полноту ответственности, именно негосударственная организация — Благотворительный фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» инициировала разработку и принятие нового закона об опеке и попечительстве в Украине.

Почему нужен этот закон

Благотворительный

 фонд «Развитие Украины» совместно с Государственным департаментом по усыновлению и защите прав ребенка (Госдепартамент ребенка. — Ред.) и Всеукраинской общественной организацией «Служба захисту дитини» объявили о начале разработки нового закона «Об организационно-правовых аспектах деятельности органов опеки и попечительства».

Концепцию будущего документа презентовали общественности в ходе «круглого стола» по проблеме детей-сирот, который прошел в Киеве 5 ноября. В нем участвовали представители органов местной власти (районного и городского уровней), Минюста, Минобразования, Минмолодьспорта, активисты общественных организаций, занимающиеся проблемами защиты детей. Уже сформирована рабочая группа, готовый документ обещают к марту 2009 года.

Закон с подобным названием («Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» уже существует в нашей стране. В свое время его принятие явилось значительным шагом вперед в развитии законодательства по правам ребенка. Так, в нем впервые были даны понятия «орган опеки и попечительства», «место происхождения ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки», введена система подготовки потенциальных приемных родителей, предусмотрена оплата их услуг и предоставлено им (приемным родителям) соответствующее социальное сопровождение. Также впервые были даны понятия «приемная семья» и «детский дом семейного типа». Позже они получили закрепление в Семейном кодексе Украины.

И все же Закон «Об обеспечении организационно-правовых условий...» (как, впрочем, и в целом законодательство по вопросам ребенка) морально устарел и более не отвечает требованиям времени. Приведем лишь несколько примеров.

В статье 56 Гражданского кодекса Украины говорится о том, что права и обязанности органов опеки и попечительства «устанавливаются законом и другими нормативно-правовыми актами». Но такого закона в Украине еще нет.

216-я статья Семейного кодекса запрещает какое-либо посредничество в вопросах усыновления. А 242-я статья Гражданского кодекса определяет, что любой иностранец может иметь в Украине своего представителя по доверенности. И вот гражданин Украины берет доверенность у иностранца и решает вопросы по усыновлению... При этом гонорары за такого рода посреднические услуги доходят до 30 тысяч долларов.

Законодательство дает право ребенку-сироте находиться на государственном обеспечении с 18 до 23 лет в случае, если он продолжает учебу, скажем, в институте. Но при этом не определен четкий порядок установления статуса ребенка-сироты.

«Провисают» дети, которые фактически лишились родительской опеки, но не приобрели юридический статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.

Не урегулированы вопросы, связанные с защитой жилищных и имущественных прав ребенка. Семейный кодекс, провозгласив принцип раздельности имущества родителей и детей, тем не менее оставил неопределенным правовое состояние родителей по отношению к имуществу их детей. Порядок управления имуществом ребенка Семейный кодекс также не определяет.

По сути мы живем еще «в идеологии» Жилищного кодекса УССР, который создавался на совершенно иных имущественных правах и отношениях. И это — большая проблема.

Вообще же несогласованность между собой различных нормативных актов в вопросах обеспечения прав ребенка — бич украинского законодательства.

Таким образом, констатирует руководитель проектов фонда «Развитие Украины» Дарья Касьянова, наличие «белых пятен» в законодательстве по вопросам опеки и попечительства очевидно. Все это затрудняет использование законодательства на практике. Исправить положение как раз и призван инициированный фондом закон «Об организационно-правовых аспектах деятельности органов опеки и попечительства».

Кто помог мальчику Ване

И все же ряд общественных инициатив (таких как совместный проект фонда «Развитие Украины» и ВОО «Магнолия» «Цiй дитинi потрiбна родина» и др.) сдвинул ситуацию с мертвой точки. Это привело к тому, что по большому счету маленькие дети-сироты иностранного усыновителя уже не ждут. Вполне реально обеспечить для них полноценное семейное воспитание в Украине.

Вообще же в базе данных по усыновлению — 31 тысяча детей, из которых около 25 тысяч — дети, старше 7 лет. Тенденция в целом такова, что усыновляют чаще малышей до 6 лет, те, кто постарше, попадают в приемные семьи или детские дома семейного типа.

(Люди часто путают понятия «приемная семья» и «семья-усыновитель». На самом же деле за этими формулировками стоят разные юридические механизмы и разное финансовое обеспечение детей. В приемной семье ребенок-сирота так и остается ребенком-сиротой, заботиться о котором обязано государство. В то время как на усыновленного ребенка распространяются все права ребенка биологического. То есть ответственность за него несут новые родители.)

На фоне таковой статистики мы как раз и можем ощутить ценность проектов, которые поддерживаются социально-ответственным бизнесом, помогающим приемным семьям и детским домам семейного типа. Благодаря таким инициативам сегодня 6400 детей воспитываются именно в приемных семьях и детских домах семейного типа. Из них 76 процентов — это дети, которые были устроены в возрасте старше 10 лет.

Активную поддержку детским домам семейного типа оказывает и фонд «Развитие Украины». Причем не только помогает, но и строит детские дома семейного типа, что называется, с нуля. Так, за последние полгода появились два таких дома. В масштабах всей Украины — это вроде и не много. Но это только начало. Проект, как, впрочем, и другие инициативы фонда, набирает обороты.

Тут уместно привести небольшой, но очень светлый, если уместно это слово, эпизод, который рассказала президент телекомпании «Магнолия ТВ» и руководитель проекта «Цiй дитинi потрiбна родина» Евгения Ткаченко:

— В рамках телевизионного фестиваля «Вiдкрий Україну» наша компания и фонд «Развитие Украины» проводили конкурс работ под названием «Чужих детей не бывает». И мы рассматривали сюжет, в котором рассказывалось о мальчике-сироте Ване. Я узнала этого мальчика, — наша телекомпания «Магнолия» тоже делала сюжет о нем в рамках проекта «Цiй дитинi потрiбна родина». Мальчика усыновили. Очень приятно было узнать, что не одни мы этому способствовали, что параллельно, никак с нами не координируя свои действия, этому же малышу помогали наши коллеги-журналисты, с которыми мы даже не знакомы. Хочу сказать, что в таких вопросах не бывает и не может быть конкуренции — ни творческой, ни какой-либо иной. Как не может быть и понятия, много или мало снимается и показывается таких видеозарисовок. Их не может быть много до тех пор, пока существуют дети-сироты, пока они не согреты родительской любовью.

Напомним, что партнер фонда «Развитие Украины» компания «Магнолия ТВ» на телевизионном рынке уже 13 лет. Специализируется на криминальном репортаже. Со временем начала новый для себя проект — «Служба розыска детей». Позже (полтора года назад) появился проект «Цiй дитинi потрiбна родина». Он получил поддержку ряда национальных телекомпаний — «Интера», ТРК «Украина», СТБ, которые предоставляют бесплатный эфир. «Магнолия ТВ» готовит телевизионные зарисовки о детях в детдомах. Каждый сюжет заканчивается фразой (призывом или просьбой, или криком о помощи — кто как воспримет): «Цiй дитинi потрiбна родина». И дается телефон «горячей линии», по которому можно получить более подробную информацию о данном ребенке или вообще о детях, ждущих своих родителей, — 8-800-501-4140 (бесплатно).

На сегодня отсняли и показали в эфире 256 детей-сирот, из которых уже усыновлены 143 ребенка. «Сухая» эффективность такой деятельности — около 60 процентов. При этом нет данных о том, сколько людей после просмотра очередной телезарисовки о ребенке-сироте задумались над проблемой и, возможно, не позвонив на «горячую линию» «Магнолии», позвонили в местный орган власти или просто поехали в ближайший детдом...

Хочу дочку-сиделку?

В процессе работы уже упомянутого «круглого стола» в Киеве звучало много интересных мыслей, предложений, жизненных наблюдений. Так, руководитель Департамента ребенка Людмила Волынец рассказала:

— Большинству людей наверняка знакомо понятие «орган опеки и попечительства». (В народе — «опекунский совет». — Ред.) С ним люди сталкиваются при покупке-продаже квартир (если есть несовершеннолетние дети), при расторжении брака, когда решают, какую фамилию будет носить ребенок, при решении вопроса, с кем ребенок будет проживать, и пр. Но где он, этот орган опеки и попечительства? Многие предполагают, что при управлении образования или при службе по вопросам детей. И люди часто не знают, в какие двери и кабинеты обращаться в райадминистрации или в горисполкоме. А на самом деле «орган опеки и попечительства» — это второе название органа исполнительной власти — той же райадминистрации или горисполкома.

Сегодня и социально-ответственный бизнес, и общественность, и представители государства объединяют усилия с тем, чтобы наконец четко прописать в законодательстве, что представляет собой орган опеки и попечительства, как его найти, каковы его обязанности по отношению к ребенку и пр. Выход я вижу только в одном: ратифицировать Гаагскую конвенцию в вопросах межгосударственного усыновления и привести в соответствие с ней наше национальное законодательство.

Говоря о возрастном пороге для потенциальных усыновителей, г-жа Волынец рассказала, что до того, как удалось провести норму о том, что усыновить ребенка может человек, старший этого ребенка не более чем на 45 лет, «мы сталкивались с ситуациями, когда усыновителями желали стать люди и в 65 лет, и старше. И не было никаких законных оснований им в этом отказывать. Хотя приходилось даже фиксировать моменты, когда пожилые люди усыновляли детей, чтобы те присматривали за ними. Мол, мне 70 лет, мне некому помогать, так я хочу 10-летнюю девочку... Мы рассматривали все это как эксплуатацию ребенка».

При этом Департамент ребенка получил серьезного оппонента в лице уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой. Она обратилась в Конституционный Суд с тем, чтобы отменить норму о возрастных ограничениях для усыновителей. «Она считает, что у любого взрослого человека должно быть право на усыновление. Мы же исходим из права ребенка иметь усыновителя соответствующей возрастной категории. Чтобы он хотя бы понимал ребенка именно как родитель, а не как бабушка или дедушка. Есть же разница для ребенка между мамой и бабушкой?» — ставит риторический вопрос Людмила Волынец.

При этом она высказалась за то, чтобы делались исключения в случаях родственного усыновления. Например, был случай, когда 56-летняя женщина потеряла сына, от которого осталась 5-летняя девочка. Женщина хотела удочерить внучку. По мнению работников Департамента, ей и другим гражданам в подобных случаях такое право должно быть предоставлено.

Аналогичные проблемы возникали и с иностранцами, когда усыновителями хотели стать 65-летние дедушки.

А у нас такого нет

Еще один важный момент. Ребенок получает статус сироты. Это значит, что у него есть пакет документов, свидетельствующий о том, что, да, малыш остался без родителей и государство признает его сиротой. Относительно просто вопрос решается, когда, скажем, родители умерли. Есть свидетельства о смерти, и они являются основанием для быстрой работы чиновников. Но если, скажем, речь идет о лишении родительских прав через судебные процедуры? Или если мать ребенка объявлена в розыск: ушла из дома, и никто не знает о ее дальнейшей судьбе, жива ли она, или... В таких случаях решение вопроса о предоставлении статуса сиротства растягивается на очень длительный период. Специалисты определяют его как таковой, когда ребенок уже фактически лишился родительской опеки, но не приобрел юридический статус ребенка-сироты. А ведь все это время государство обязано заботиться о нем. В новом законе ставится цель как раз наработать необходимые финансовые гарантии для таких детей.

Показательно, что подобные механизмы уже закреплены в законодательствах всех стран СНГ, кроме Украины. Таких детей (без статуса, но фактических сирот) сегодня соответствующие службы пристраивают куда только можно — в больницы, приюты, интернатные учреждения.

Кстати, об интернатах: в этом году, говорилось на «круглом столе», они, к счастью, недобрали первые классы. И это как раз потому, что стали активно развиваться такие формы, как приемные семьи и детские дома семейного типа.

Также приятно констатировать, что за последний год значительно сократилось количество беспризорных детей. Собственно, они таковыми-то и становятся как раз потому, что, повторюсь, очень длинный период между фактическим осиротением и приобретением статуса сироты. Часть детей удается «выхватить», но часть, увы, оказываются на улице.

Однако вернемся к разработке закона об опеке. Небезынтересный вопрос: кто внесет его в парламент? Отвечая на него, Людмила Волынец призналась, что как чиновнику ей правильнее было бы сказать: законопроект будет внесен через Кабинет Министров. Но, дескать, есть более эффективный путь — через народных депутатов: «С частыми изменениями в составе Кабинета Министров, с проблемами в Верховной Раде законопроекты иногда по 3—4 года находятся в режиме различных согласований. В 2005 году мы начали вносить изменения в закон «О службе по делам детей». Парламент же принял их аж через два с половиной года — в 2007 году. Как только менялся очередной министр — тут же начиналась процедура перевизирования. В том же 2005 году мы начали разрабатывать национальный план действий в интересах детей. Большая и очень серьезная программа. Так она не принята до сих пор. Очень важно, чтобы народный депутат мог достойно представить законопроект, который он вносит. Приятно отметить, что корпус лоббистов в вопросах защиты детей среди парламентариев значительно расширился. В данном случае, уверена, проблем не возникнет, закон будет отработан так, как того требует ситуация».

 

 

Вадим ПЕТРАСЮК

Джерело: Тижневик «2000»
 14.11.2008

Add new comment